Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных:осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.
Негативные установки |
Позитивные установки |
|
Сказав так: |
Подумайте над последствиями и вовремя исправьтесь |
|
Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет |
Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. |
Будь собой, у каждого в жизни будут друзья |
Горе ты моё |
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. |
Счастье ты моё, радость моя |
Плакса-Вакса, нытик, пискля |
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. |
Поплачь, будет легче… |
Вот дурашка, всё готов раздать |
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. |
Молодец, что делишься с другими |
Не твоего ума дело |
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. |
А ты как думаешь? |
Ты совсем как твой папа (мама) |
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя |
Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница |
Ничего не умеешь делать, неумейка |
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. |
Попробуй ещё, у тебя обязательно получится |
Не кричи так, оглохнешь |
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. |
Скажи мне на ушко, давай пошепчемся… |
Неряха, грязнуля |
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. |
Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен |
Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике |
Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. |
Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другог |
Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку |
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей. |
Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый |
Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь… |
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. |
Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо |
Уйди с глаз моих, встань в угол |
Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. |
Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе |
Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая |
Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. |
Давай немного оставим папе (маме) и т.д |
Все вокруг обманщики, надейся только на себя |
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. |
На свете много добрых людей, готовых тебе помочь |
Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый |
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. |
"Как ты мне нравишься!" |
Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших |
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. |
"Смелее, ты всё можешь сам!" |
Всегда ты не вовремя, подожди |
Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение. |
"Давай, я тебе помогу!" |
Как часто вы говорите детям:
Я сейчас занят(а)…
Посмотри, что ты натворил!!!
Как всегда неправильно!
Когда же ты научишься!
Сколько раз тебе можно повторять!
Ты сведёшь меня с ума!
Что бы ты без меня делал
Вечно ты во всё лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с нами…!
Я помогу тебе…
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить.