Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных:осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. 
| 
			 Негативные установки  | 
			
			 Позитивные установки  | 
		|
| 
			 Сказав так:  | 
			
			 Подумайте над последствиями и вовремя исправьтесь  | 
		|
| 
			 Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет  | 
			
			 Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.  | 
			
			 Будь собой, у каждого в жизни будут друзья  | 
		
| 
			 Горе ты моё  | 
			
			 Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.  | 
			
			 Счастье ты моё, радость моя  | 
		
| 
			 Плакса-Вакса, нытик, пискля  | 
			
			 Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.  | 
			
			 Поплачь, будет легче…  | 
		
| 
			 Вот дурашка, всё готов раздать  | 
			
			 Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.  | 
			
			 Молодец, что делишься с другими  | 
		
| 
			 Не твоего ума дело  | 
			
			 Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.  | 
			
			 А ты как думаешь?  | 
		
| 
			 Ты совсем как твой папа (мама)  | 
			
			 Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя  | 
			
			 Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница  | 
		
| 
			 Ничего не умеешь делать, неумейка  | 
			
			 Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.  | 
			
			 Попробуй ещё, у тебя обязательно получится  | 
		
| 
			 Не кричи так, оглохнешь  | 
			
			 Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.  | 
			
			 Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…  | 
		
| 
			 Неряха, грязнуля  | 
			
			 Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.  | 
			
			 Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен  | 
		
| 
			 Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике  | 
			
			 Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.  | 
			
			 Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другог  | 
		
| 
			 Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку  | 
			
			 Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.  | 
			
			 Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый  | 
		
| 
			 Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…  | 
			
			 Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.  | 
			
			 Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо  | 
		
| 
			 Уйди с глаз моих, встань в угол  | 
			
			 Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.  | 
			
			 Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе  | 
		
| 
			 Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая  | 
			
			 Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.  | 
			
			 Давай немного оставим папе (маме) и т.д  | 
		
| 
			 Все вокруг обманщики, надейся только на себя  | 
			
			 Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.  | 
			
			 На свете много добрых людей, готовых тебе помочь  | 
		
| 
			 Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый  | 
			
			 Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.  | 
			
			 "Как ты мне нравишься!"  | 
		
| 
			 Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших  | 
			
			 Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.  | 
			
			 "Смелее, ты всё можешь сам!"  | 
		
| 
			 Всегда ты не вовремя, подожди  | 
			
			 Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.  | 
			
			 "Давай, я тебе помогу!"  | 
		
Как часто вы говорите детям:
Я сейчас занят(а)… 
Посмотри, что ты натворил!!!
Как всегда неправильно!
Когда же ты научишься!
Сколько раз тебе можно повторять!
Ты сведёшь меня с ума!
Что бы ты без меня делал
Вечно ты во всё лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. 
А эти слова ласкают душу ребёнка: 
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с нами…!
Я помогу тебе…
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины  и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить.