Еще Сухомлинский говорил: "От трех лет до пенсии - один шаг, а от рождения до трех лет - вечность".
Особенности психики детей до 5-6 лет настолько уникальны, что резко отличаются не только от показателей взрослого человека, но даже от 9-12-летнего ребенка. Причем, наряду с хрупкостью и ранимостью, неустойчивостью и повышенной восприимчивостью к любым факторам (как положительным, так и отрицательным), психика 3-5-летних обладает рядом преимуществ. Например, они запоминают гораздо быстрее и легче иностранные языки (иногда несколько параллельно!). Следовательно, детей к детскому саду следует подготавливать порой не менее тщательно и основательно, чем перед школой, причем и физически и психологически.
Физическая подготовка заключается в укреплении организма в целом - закаливание, например в виде ежедневного обтирания прохладной водой по утрам и теплой по вечерам (начинаете с 37 градусов и 1 раз в 3 дня снижаете на 1 градус, доводя до 20), совместная утренняя гимнастика в течение 5-10 минут (начиная с 1 минуты и 1 раз в 3 дня увеличивать на 1 минуту).
Почему ребенка надо подготавливать к детсаду? Потому что условия пребывания его в семье и в группе совершенно различные. Родители не могут оградить ребенка от сложных, проблематичных и стрессовых ситуаций в детсаде, но они могут подготовить малыша к их восприятию, к встрече с ними. Ведь стресс - это не сама ситуация, а реакция человека на нее. Ведь ваша кроха на достаточно длительное (для нее) время разлучается с самым дорогим и любимым человеком для нее - мамой.
Любовь к матери и постоянная потребность в ее присутствии - момент естественный и во многом закономерный для детского возраста. Даже когда малыша оставляют на 1-2 часа одного (или в окружении родных) в привычных домашних условиях, то уже это для многих есть сильный стресс, вызывающим чуть ли не истерику. Известно много детей, которые могут оставаться только с матерью, совершенно игнорируя общество других родных и даже отца. Для ребенка мать - подсознательный символ безопасности, комфорта и благополучия, источник радости и тепла (душевного и телесного), нежности и ласки. "Исчезновение" матери даже на час-другой воспринимается малышом как полная ее утрата, т.к. во времени он еще не ориентируется, а способность к логическому мышлению развита еще недостаточно.
Заранее постепенно объясняя ребенку возможные перемены в условиях его существования, желательно убедить его в том, что родители любят его, что он им нужен и они ни за что не расстанутся с ним навсегда.
Важно развивать у ребенка общительность с чужими взрослыми, чтобы с одной стороны была осторожность с теми, кто совсем незнаком, с другой - отсутствие страха и замкнутости с теми, кого представили родители, с третьей - уважительное отношение к мнению старших (родителям, воспитателю и т.д.). Старайтесь, чтобы малыш во дворе поддерживал контакт с мамами других детей, если те пытаются с ним заговорить.
Одна из основных задач - уменьшить качественные и количественные различия между домом и дет.садом. Хорошо, когда ребенка приучают к определенной самостоятельности, например, во время уборки, стирки или приготовления пищи дать ему очень небольшое, но личное поручение - что-то принести, перенести и т.д. Главное - это то, чтобы он чувствовал себя помощником. И не важно, что реальной пользы от его действий почти не будет, основная цель - развитие в ребенке сознательной личности. При этом незаметно будет рождаться уважение к домашнему труду, к работе родителей. Ваш очаровательный малыш привыкнет выполнять указания старших без каприза и негативизма.
Во время прогулок во дворе ребенок должен учиться общаться со своими ровесниками, приучаться к коллективным играм, разговорам и т.д. Мама может ненавязчиво контролировать малыша, уважительно и доброжелательно подсказывая ему наиболее оптимальный вариант поведения в той или иной ситуации. Например, что можно вдвоем играть одними и теми же игрушками; что можно временно меняться ими или на время давать поиграть кому-либо, если кто-то об этом очень просит, особенно если просит девочка у мальчика или просящий является еще более "молодым".
Одним из важных моментов является развитие чувства благодарности у ребенка, причем, как по отношению к старшим, так и к детям. Родители своими взаимоотношениями задают определенную степень вежливости и доброжелательности, уравновешенностии жизнерадостности, дипломатичности и трудолюбия. Но не менее быстро происходит копирование ребенком раздражительности и обидчивости, эгоистичности и лживости, жестокости и насмешливости, тревожности и мнительности.
Если ребенок чрезмерно капризен и упрям, раздражителен и плаксив, то перед детским садом за 2-3 недели стоит подавать ему (желательно посоветовавшись с врачом) что-нибудь из успокаивающих настоек или отваров - пустырник, боярышник, пион, валериана, новопассит. Настойки принимаются по 10-30 капель, отвары по 1 столовой ложке (приготовление: стакан воды и 1 столовая ложка сухой травы).
Режим дня за 2-3 недели желательно по возможности приблизить к детсадовскому - время пробуждения и засыпания, период дневного сна и приема пищи, прогулок и игр и т.д. Внимательно отнеситесь к тому, как ваш ребенок переносит длительные поездки в транспорте, жару и духоту, нет ли у него при этом головокружения или головных болей, тошноты или рвоты или других проявлений физического и психологического дискомфорта.
Бабушки и дедушки в порыве своей безграничной любви целыми днями потчуют детей разными сладостями. Несовершенный детский организм не успевает все переварить и ребенок ложится спать с переполненным желудком, что вызывает поверхностный и беспокойный сон, из-за которого малыш не успевает отдохнуть и восстановить свои силы. Особое отношение должно быть к кондитерским изделиям, содержащим шоколад или кофе. Одной-двух шоколадных конфет бывает достаточно, чтобы ребенок не смог уснуть от перевозбуждения. А если их несколько было съедено, то это создает чрезмерную нагрузку для его неокрепшей нервной системы, резко усиливая все явные или скрытые отрицательные элементы поведения (капризность, упрямство и т.д.).
Физически ослабленные дети должны спать больше. Перед сном рекомендуются только спокойные игры и проветривание комнаты. При прогулках на свежем воздухе и дома лучше всего чередовать различные виды деятельности, чтобы ребенок не утомлялся и не скучал. А через 15-20 минут делать перерыв для отдыха. Содержание занятий следует менять день ото дня, чтобы поддерживать внимание ребенка и его интерес. Если вы видите, что интерес к "уроку" пропал, лучше заняться подвижными играми.
Ребенку необходимо объяснить, что воспитательница не может заниматься только им одним, хотя знает, что он хороший, добрый и умный. Просто в группе много детей, которые также как и он нуждаются в ее внимании и заботе, и что небольшое количество времени, потраченное лично на него, отнюдь не означает плохого отношения к нему.
Ребенок должен знать, что в детском саду следует считаться и с интересами других детей; что игрушки - общие, а не только для него одного. Желательно помочь создать и укрепить все новые стереотипы восприятия, мышления и поведения. Большинство детей разделяется на две условные группы: те, кто обижает других, и тех, кого обижают другие. И безразличие родителей и поощрение каждой из этих форм поведения ребенка в равной степени вредны.
В первом случае ему можно объяснить, что обижать нехорошо и привести аргументы, доступные и понятные малышу. Если же вы решили как-то проявить свое порицание (или наказать), то выясните до конца то, какими мотивами руководствовался ваш ребенок и задумайтесь над тем, что в вашей педагогической системе не совсем верно и дает столь своеобразный результат.
Во втором случае ребенку необходимо объяснить, что он должен защищаться и психологически и физически. Поэтому очень важно формировать чувство собственного достоинства (уверенность в себе) с одной стороны, и умение защитить себя и словом и делом соответственно реальной или потенциальной угрозе своей безопасности и благополучия.
Лучше всего, когда ежедневно после прогулок и игр или после детсада мама ребенка расспрашивает подробно обо всем, что было с ребенком, учитывая и то, что она сама видела или услышала от воспитательницы. Полезно проводить совместно с ним небольшой анализ его поведения, дать советы и наставления в мягкой и доброжелательной форме, чтобы не терять доверие и искренний контакт с малышом, который завоевать порой трудно, а потерять весьма легко. Очень многое откладывается в сознательной памяти ребенка 3-5 лет, но еще больше в его подсознательной. Поэтому ваши иллюзии относительно того, что он уже не помнит, забыл о вашем "не совсем удачном поведении", и для вас сложная ситуация перестала быть актуальной - чаще всего лишь мина замедленного действия, которая может в дальнейшем взорваться в самый неподходящий для вас момент.
При такой беседе упор желательно делать на то, что малыша считают хорошим, но вот отдельные моменты родителям не нравятся. Если он желает сохранить свое "лицо" в их мнении, то пусть изменит свое поведение. В отдельных случаях полезны разговоры с ребенком "на равных" - это придаст ему так остро необходимое чувство собственной значимости (подсознательная потребность) и создаст мощный стимул к исправлению.
Чтобы избежать информационного стресса для ребенка, постарайтесь за месяц-другой (если этого вы не делали постоянно) заняться его умственным развитием более интенсивно (чем раньше вы этим займетесь, тем лучше). Кроме просмотра мультфильмов по телевизору, хорошо читать ребенку сказки или рассказывать их; максимально стимулировать разучивание стишков, песенок и другой интересной и полезной информации про животных, элементы интерьера квартиры, различных друзей и родственников и т.д.
Одним из способов привития навыков заботы о ком-либо, чувства ответственности, доброты служит ухаживание за каким-либо домашним животным (котенок, хомячок, попугайчик и т.д.). Малышу очень приятно, полезно и необходимо знать, что есть кто-то, кто еще слабее и беззащитнее, чем он сам, и кому он может покровительствовать, защищать его и т.д.
Заведомо ясно, что очень энергичные и активные дети в детском саду будут вынуждены снизить интенсивность своей активности, а очень спокойные, несколько замкнутые и неуверенные в себе, наоборот, повысить уровень своей жизнедеятельности, чтобы в большей степени "вписаться" в обстановку. Предварительно и постепенно детей каждого из этих типов желательно настраивать на новый лад, исподволь вырабатывая привычку быть и дисциплинированным и общительным. Внимание и забота, вовремя исправленные нюансы и некоторые проблемы помогут вашему ребенку как можно быстрее освоиться в новой обстановке.