Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства,взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.
Содержание методического кабинета строится на 4 блоках:
-
Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);
-
Блок повышения педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);
-
Программно-методический блок (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов);
-
Информационный блок (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).
Пособия методического кабинета ДОУ представляют собой комплекс:
-
Методических (печатных и рукописных).
-
Наглядных (натуральных и изобразительных).
-
Технических (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.
Исходя из этого методический кабинет обеспечивает:
-
Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-
Адаптация ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
-
Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
-
Взаимодействие со структурами методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, села.
Тематические разделы материалов методического кабинета ДОУ:
– нормативные документы;
– портфолио педагога;
– методическая и справочная литература;
– методические материалы и рекомендации;
– выставки;
– документация по содержанию работы ДОУ;
– детская художественная литература;
– фотоматериал;
– видеоматериал;
– познавательные видеокассеты;
– наглядный материал.
Рассмотрим некоторые из них.
В методическом кабинете имеются дубликаты отдельных нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:
-
Семейный кодекс РФ;
-
Трудовой кодекс;
-
Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
-
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года;
-
Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 № 178 “Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года”;
-
Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
-
Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”;
-
Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”;
-
Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте педагогики развития”;
-
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООн 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
-
Концепция дошкольного воспитания;
-
Документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и др.
Со всеми этими документами ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Каждый воспитатель имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы, использовать их в своей работе.
Широко представлена методическая и справочная литература. Специальная методическая литература распределена по разделам комплексной программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:
-
Игровая деятельность;
-
Физкультурно-оздоровительная работа;
-
Воспитание культурно– гигиенических навыков;
-
Сенсорное воспитание;
-
Ребенок и окружающий мир;
-
Развитие речи;
-
Формирование элементарных математических представлений;
-
Нравственное воспитание;
-
Трудовое воспитание;
-
Художественная литература;
-
Художественно-эстетическое воспитание;
-
Знакомство с искусством;
-
Эстетическая развивающая среда;
-
Изобразительная деятельность;
-
Конструирование;
-
Ручной труд;
-
Музыкальное воспитание;
-
Культурно-досуговая деятельность;
-
Дети раннего возраста;
-
Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;
-
Взаимодействие с родителями;
-
Ребенок и его права;
-
Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.
Оценку тех или иных достижений(результатов) деятельности, отчет по организации воспитательно-образовательного процесса можно проследить через портфолио педагога.
Портфолио целесообразно вести по нескольким разделам.
Раздел 1. Общие сведения о педагоге.
-
Фамилия, имя, отчество, год рождения.
-
Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
-
Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ.
-
Повышение квалификации (название структуры, год, месяц, проблематику курсов).
-
Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
-
Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.
-
Дипломы различных конкурсов.
-
Другие документы.
Этот раздел позволяет оценить процесс индивидуального развития педагога.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.
-
Сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании:
– срезов ЗУН, ценностных отношений детей;
– творческих работ детей;
– конспектов видов деятельности, наиболее удачно организованных педагогом.
-
Отзывы родителей о деятельности педагога.
-
Фотографии по организации среды и жизнедеятельности воспитанников.
Раздел 3. Научно–методическая деятельность.
-
Перечень консультаций для педагогов (за 5лет).
-
Копии публикаций.
-
Участие в профессиональных и педагогических конкурсах (материалы).
-
Конспекты организации видов деятельности детей на уровне мастер– класса.
-
Подготовка творческого отчета о своей педагогической деятельности с фотографиями.
Раздел 4. Творческие находки педагога.
-
Список творческих работ, проектов, рефератов, выполняемых педагогом.
-
Программы, сценарии мероприятий в коллективе ДОУ.
-
Взаимодействие с родителями.
Раздел 5. Создание предметно–пространственной среды в детском коллективе.
-
Описание “островков”, “уголков”, групповых помещений, характеризующих активность, доступность среды.
-
Фотографии методического кабинета, организации деятельности воспитанников.
Портфолио оформляется с титульным листом и развернутым оформлением с указанием страниц.
В методическом кабинете организуются постоянные и эпизодические выставки.
Постоянными являются такие, как “Передовой опыт– школа мастерства”, “Новинки педагогической литературы”, “Аттестация педагогов”, “Материалы к смотрам– конкурсам”, “Знаменательные даты нашей страны” и др.
Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Для нас важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий(произвольной формы), который ведет старший воспитатель.
Организация методической работы в нашем учреждении предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов,создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства,совершенствования творческого потенциала каждого педагога, направленное на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.
Памятка по созданию и совершенствованию работы методического кабинета ДОУ
Задача: оказание действенной помощи воспитателям в организации педагогического процесса, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.
4 блока:
1. Аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий,мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);
2. Повышение педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);
3. Программно-методический (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов.
4. Информационный (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материала, создание видеотеки).
Методический кабинет ДОУ - комплекс:
-
Методических (печатных и рукописных),
-
Наглядных (натуральных и изобразительных).
При создании, оснащении и организации методического кабинета рекомендуется опираться на следующие принципы:
-
Оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;
-
Оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям;
-
Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных материалов, аудио– и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.
-
Таким образом, методический кабинет ДОУ является своеобразным аналогом предметно-развивающей среды детского сада,направленной на повышение качества профессиональной деятельности педагогов методической службы в целом.
План работы методического кабинета на 2016-2017 уч.г.
- Аналитико-диагностическое обеспечение деятельности.
- Повышения педагогического мастерства.
- Программно– методическая работа
- Информационная работа
Аналитико-диагностическое обеспечение
-
Мониторинг качества образования и воспитания в детском саду.
-
Диагностика знаний, умений и навыков детей, согласно образовательной программы.
-
Проведение мониторинга физического состояния и подготовленности дошкольников.
-
Открытые просмотры занятий с последующим их анализом и выводами о результате педагогической деятельности каждого специалиста и воспитателя.
-
Обучение методам диагностики по разным вопросам.
-
Организация административного контроля путем введения новых форм: среза знаний и умений, навыков, регулирования коррекции и т.п.
-
Диагностика психических процессов. Обследование детей разновозрастной группы.
Повышение педагогического мастерства
-
Выработать план работы по аттестации воспитателей и специалистов:
-
Индивидуальная тематика для каждого аттестующегося;
-
Решение коллективных вопросов по аттестации;
-
Перспективный план работы для подготовки аттестации в последующие годы.
-
-
Обучение педагогов в ходе аттестации.
-
Круглый стол: “Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста”, “Как можно взаимодействовать с родителями?”.
-
Создание творческих групп, исходя из тематики педсоветов. Спланировать заседания творческих групп, их тематику.
-
Работать по самообразованию воспитателей и специалистов.
Основные направления:
-
Консультирование и методические рекомендации по разработке темы;
-
Создание условий для работы педагога по самообразованию;
-
Помощь в оформлении результатов самообразования;
-
Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса.
Программно-методическая работа
-
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию
-
Разработка программы правового воспитания.
-
Составление плана работы с молодыми специалистами.
-
Согласование плана работы по преемственности МБДОУ И МОУ СОШ.
Информационная работа
-
Оформление РППС
-
Ведение картотеки в методическом кабинете.
-
Итоги методической работы, отчёты творческих групп.
-
Создание накопительной системы оценки достижений педагога – портфолио.